Психокоррекция
Психокоррекция – это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. По мнению А.С. Спиваковской, психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, т.е. людей с дезадаптивнным поведением и формирующимся невротическим реагированием.
Показания к индивидуальной психокоррекции
Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей. Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.
Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:
- добровольное согласие на получение такой помощи;
- доверие клиента к психологу;
- активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;
- право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;
- право клиента самому решать вопросы в своей жизни.
Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия
1. Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.
Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.
Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и почему он делает, а также – если в этом есть необходимость – объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется по отношению к маловнушаемым людям. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия – внушение.
Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе.
Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами:
- Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.
- Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психологу, как правило, соглашается на это и выражает готовность признать правоту психолога.
- Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким – не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.
- Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника “психологического поглаживания”. Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает “да”, потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает “может быть”, и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить “нет”, но под воздействием ответов “да” и “может быть” он уже готов ответить не столь категорично.
2. Внушение. “Это более простой, а для клиента – менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой.
Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование. Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В СЕМЕЙНОЙ КЛИНИКЕ «ОПОРА»
Почему выбирают нас?
Без очередей и выходных!
Комфортные условия нахождения в дневном стационаре
Короткий восстановительный период
- Современное высокотехнологичное оборудование
- Минимальный риск осложнений
- Минимальное вмешательство (инъекции, малоинвазивные процедуры и манипуляции)
- Строго индивидуальный подход к каждому пациенту!

Телефон клиники
+7(343)288-79-20
Администратор нашей клиники подберет для Вас комфортные день и время для посещения.
Записаться на прием

Отделения
- Физиотерапия
- Отделение УЗИ и функциональной диагностики
- Медицина боли
- Центр остеопатии
- Отделение неврологии
- Отделение терапии
- Отделение травматологии и ортопедии, восстановительного лечения и реабилитации
- Отделение гинекологии и урологии
- Отделение дерматологии
- ЛОР отделение
- Отделение косметологии
- Эндокринологическое отделение
- Анализы
- Лечение в дневном стационаре
- Медицинская психология
- Отделение аллергологии и иммунологии
- Отделение кардиологии