Сенсорная диета для ребёнка



Сенсорная интеграция – это процесс на неврологическом уровне, который отвечает за восприятие сенсорных впечатлений, исходящих из окружающей среды. Бывает, что этот процесс нарушается. Тогда ребенка направляют в классы сенсорной интеграции. Во время таких встреч родители могут услышать рекомендацию использовать сенсорную диету для своего ребенка. О чем это?

Важность диеты в жизни

Для многих из нас диета ассоциируется с потерей веса. По сути, диета - это метод питания, направленный на правильное питание и достижение определенной формы тела. Для диеты характерны:

• регулярность (например, прием пищи в определенное время);

• индивидуальность (учет особенностей человека, для которого она создана);

• стремление к улучшению качества жизни - благополучию, правильному весу, хорошим результатам медицинских анализов и т. д.;

• разнообразие.

Все эти аспекты применимы и к сенсорной диете.

Сенсорная диета - что это?

Сенсорная диета основана на различной двигательной активности. Цель упражнений - улучшить работу органов чувств ребенка с нарушениями сенсорной интеграции. Упражнения несложные, можно делать их самостоятельно дома. В выборе сенсорной диеты поможет специалист по сенсорной интеграции, который видит проблемы у конкретного ребенка. Диета развивает и улучшает все органы чувств:

• осязание - благодаря нашей коже информация о форме, текстуре, размере, мягкости или толщине предметов передается в мозг. Чувство осязания позволяет распознать, прикасаемся ли мы к чему-то или кто-то к нам;

• баланс - вестибулярная система, которая находится во внутреннем ухе, сообщает нам о пространстве и положении нашего тела по отношению к другим плоскостям;

• зрение;

• слух;

• положение тела (проприоцептивное чувство) - связано с чувством собственного тела, положением рук и ног;

• запах.

Правила при использовании сенсорной диеты в домашних условиях

1. Применяйте интересы своего ребенка - нет ничего лучше, чем совместить приятное с полезным! Использование пристрастий вашего ребенка во время тренировки разнообразит его и побудит к занятиям. Благодаря этому ребенок будет воспринимать упражнения не как обязанность, а как игру.

2. По возможности занимайтесь спортом на открытом воздухе. Исследования показали, что люди проводят большую часть времени в помещениях, где доступ свежего воздуха ограничен. Используйте сенсорную диету как способ повеселиться на улице. Это хорошая возможность подышать кислородом.

3. Позвольте ребенку вести игру - создайте ощущение, что он или она ведет игру.

4. Адаптируйте упражнения к возрасту и способностям ребенка - занятия должны быть адаптированы к уровню развития вашего ребенка. Начните с простых упражнений. Со временем можно увеличивать сложность отдельных заданий.

5. Обратите внимание на то, какие впечатления ищет ваш ребенок, и настройте игру под его нужды.

6. Если вам не удастся выполнить какое-либо упражнение - не волнуйтесь. Попробуйте еще раз или прекратите упражнение. Не нужно усердствовать, может сейчас не время для них.

Развлечение для развития и улучшения индивидуальных чувств

• Игра с «Видом краски» - роль краски может сыграть, например, пена для бритья, лосьон для ванны и даже грязь. Краской можно рисовать, выдавливать ее и моделировать.

• Автомойка - используйте пену для бритья, чтобы «мыть» чистые и блестящие машины после выхода из автомойки.

• Играйте с сухим песком, можно пропитать его и строить из него здания.

• Вареные макароны - макароны спагетти будут наиболее подходящими. После приготовления ребенок может придавать ей различные формы и создавать пространственные «рисунки».

• Торт - с его помощью можно играть с ребенком, например, в ресторане, создавая различные блюда.

• Сенсорная тропа - для этого развлечения используйте все, по чему можно пройти. Важно, чтобы эти материалы имели разную фактуру.

• Маскарадный праздник - наряжаемся с ребенком в красочные костюмы, включаем музыку и начинаем играть.

• Мамочка - укутывание малыша в одеяло, простыню и т.д.

Во время этих игр развивается тактильная идентификация, творческое мышление и осознание собственного тела. Кроме того, при одевании, выдавливании зубной пасты или пены для бритья развиваются сила рук, а также координация глаз и рук.

Баланс

• Балансировка на одноногом табурете - одноногий табурет можно сделать самому или купить. Задача ребенка - сесть на табурет и как можно дольше удерживать равновесие. Польза: развитие баланса, осознание собственного тела, двигательное планирование (поиск способа поддержания баланса).

• Переход мостика-качели - во время этого упражнения ребенок находит центр тяжести собственного тела. Баланс тела, понимание, а также стабильность позы улучшаются. Кроме того, ходьба вперед и назад по пешеходному мосту активирует языковой центр в мозгу, что стимулирует языковую и речевую активность.

• Трамплин - прыжки стимулируют нервную систему. Это упражнение можно совместить с чтением стихотворения или пением песни. Преимущества прыжков: интенсивная стимуляция вестибулярной системы, развитие крупной моторики и чувства собственного тела, развитие слуховой памяти и стимуляция речевых центров.

• Игры в паре - в этих упражнениях стоит принять участие взрослому:

• тачка - взрослый хватает ребенка за ноги. Ребенок находится лицом к земле и движется на руках;

• самолет - взрослый лежит на спине с поднятыми вверх руками и ногами, удерживая на них ребенка;

• лошадь - взрослый – титульный конь, а ребенок – всадник;

• танец – ребенок встает на ноги взрослого, а потом они танцуют вместе.

Преимущества использования вышеуказанных упражнений: развитие вестибулярной системы, регулирование осязания, развитие осознания тела и координации движений.

Проприоцептивное чувство - положение тела

• Бутылка - для этой игры используется несколько больших бутылок с напитками, заполненных (в разных пропорциях) цветной жидкостью, например, цветным пищевым красителем. Упражнение состоит из подъема, толкания, перемещения, переноски, пинания, встряхивания и обнимания бутылок. Преимущества его использования: развитие проприоцептивного чувства и осознания собственного тела, активация зрительных функций, развитие воображения.

• Веревка - движение по веревке вперед и назад, прыжки, ходьба по веревке в совокупности с, например, ловлей мыльных пузырей. Преимущества использования этого упражнения: развитие осознания тела, устойчивости позы, равновесия и визуальной координации.

Зрение

• закрасьте определенные буквы в тексте;

• составьте план дня на большом листе бумаги;

• бросьте мяч в цель;

• играйте в мяч (плоские тарелки на липучке и теннисный мяч);

• играйте в рыбалку;

• собирайте мелкие камешки, рассыпав арахис по полу.

Преимущества использования вышеуказанных упражнений: развитие зрительной дискриминации, мелкой моторики, развитие зрительно-моторных функций, моторного контроля, координации глаз и рук и двигательного планирования.

Слух

• игра на каком- либо инструменте, например, флейте - взрослый играет на флейте. В зависимости от высоты слышимого звука ребенок поднимает или опускает руки;

• соответствующие звуки - мы кладем в банки разные семена, например, фасоль, горох или рис. Задача ребенка - подогнать слышимый звук под используемый продукт;

• отстукивание ритма руками и ногами;

• распознавание звуков инструментов.

Слуховые упражнения и игры учат ребенка распознаванию слуха, чувству ритма, развивают слуховую память и двустороннюю координацию.

Вкус и запах

• говорите то, что чувствуете, распознавая различные запахи с завязанными глазами, можно использовать цветы, еду, предметы и т.д.;

• срывайте лепестки цветов и нюхайте их.

• «попробуй и назови» – ребенок пробует разные продукты, например, мармелад, фрукты и т.д., и пытается угадать, что он только что съел. Стоит прикрыть ребенку глаза.

Преимущества использования вышеперечисленных упражнений: развитие обоняния и вкуса, новые ощущения запаха и вкуса, развитие памяти и координации глаз и рук.